Лак яхтный технические характеристики


Яхтный лак: характеристики и целевое предназначение

Для сохранности морских и речных судов уже довольно долгое время применяется яхтенный лак, который отличается повышенной влагостойкостью. Предохранять лакированием деревянные суда оказалось и удобно, и выгодно, и достаточно простою. Лак для яхт, использовавшийся в узкоспециальных целях, в последнее время стал получать все более широкое распространение в строительных и ремонтных работах не только как лак для наружных работ по дереву.

Яхтный лак применяют при выполнении фасадных работ, для покрытия деревянных частей наружного использования, при лакировке внутренних поверхностей из дерева.

Толуол и ксилол, входящие в состав яхтного лака для наружных работ, относятся к химическим веществам повышенной токсичности. Используется ли яхтный лак для пола или любой другой вид яхтного лака, хорошего или плохого качества — в нем все равно присутствуют токсичные бензолы.

Общие характеристики

Отравление веществами такого рода очень тяжело переносится человеческим организмом, поэтому лак для внутренних работ применяется с соблюдением необходимых мер предосторожности, в тщательно проветриваемом помещении, с соответствующей защитой органов дыхания и слизистых.

Но лучшего варианта для деревянных поверхностей, особенно там, где им угрожает повышенная влажность, придумать практически невозможно, поэтому яхтовый состав получает все более широкое применение. Яхтный лак используется теперь не только для речных и морских судов, но и для:

  • обработки домового фасада;
  • покрытия деревянных полов;
  • лакирования музыкальных инструментов;
  • облагораживания дачной мебели;
  • обустройства бань из дерева;
  • предохранения от погодных условий временных сооружений.

Корабельный лак (яхтный, палубный) в современном понимании строительных материалов означает надежный, долговечный, защитный, прочный и красивый одновременно. При соблюдении соответствующей техники безопасности использование для покрытия лака из этой категории означает высокую степень надежности.

На видео: особенности яхтного лака.

Виды и категории защитных покрытий

Степень токсичности, химический состав и технические показатели каждой распространенной категории, именуемой яхтным лаком, разнятся, в зависимости от того, для каких надобностей предназначаются определенные характеристики. Для того чтобы правильно подобрать необходимую степень прочности и устойчивость к воздействиям, недостаточно просто прочитать надпись «палубный лак» на яркой этикетке.

Нужно выбрать из нескольких категорий действительно подходящий, а для этого нужно знать состав и свойства, степень надежности и декоративности, рациональное целевое применение. По составу все лаки такого назначения делятся на:

  • алкидно-уретановые;

  • из уретана и алкида;

Хороший лак для дерева не просто предохранит материал от внешних воздействий, но и придаст поверхности живописность и декоративность, сделает древесину самостоятельным элементом и смысловой акцентуацией определенного интерьера.

Деревянные дачные домики, комфортные коттеджи из дерева с теплым полом или внутренняя обшивка помещения приобретут более дорогой и живописный вид, если покрыть натуральные части интерьера лаком. Правильно подобранный состав позволит избежать неприятностей, связанных с токсичными испарениями.

Для будущей декоративности и живописности немаловажное значение имеет, какую из 2-х категорий выбрал застройщик: матовую или глянцевую поверхность. Матовый состав практичнее и не покрывается пылью, глянцевый хорош как декоративная составляющая, но пылится и требует дополнительного ухода. Глянцевый лак распространен там, где основной определяющей считается внешний вид, а не прочность покрытия, но не каждая краска хорошо будет выглядеть под матовым слоем.

Характеристики и целевое предназначение

Состав лака – основное, на что следует обращать внимание, вне зависимости от того, для каких надобностей он применяется. Высокая или низкая цена – не всегда правильный ориентир в выборе подходящего средства.

Полиуретановый лак с акрилом применяется для наружных работ и обладает не только устойчивостью к воздействиям воды и погодных условий, но и способностью воспринимать повреждающие остальные покрытия истирание, царапанье и другие механические нагрузки.

Акриловый лак отлично адгезируется к основаниям и быстро сохнет, это дает возможность при хорошей погоде нанести на поверхность несколько слоев за один день. В его состав входит полиуретан-акриловая дисперсия, которая может высохнуть за 4 часа.

Алкидно-уретановые содержат токсичные вещества, и, хотя, в их состав включены пластификаторы, которые препятствуют высыханию и испарению лака, в интенсивно теплых помещениях такие составы к применению не рекомендованы.

Для внутренней отделки теплых помещений рекомендованы лаки из уретана и алкида (уретан-алкидные яхтные лаки), содержащие большое количество уретановых пластификаторов, которые препятствуют испарению опасных химикатов. Эти же пластификаторы, благодаря их включению в состав в определенном количестве, делают лаковую пленку гибкой, устойчивой к внешним воздействиям, выдерживающей значительные температурные перепады.

Описание алкидных лаков практически всегда включает слово яхтный, но это не значит, что они обладают свойствами остальных, более технологичных разработок. Их рекомендуется применять только для внешней отделки, хотя их относительная ценовая демократичность, и гарантийный срок в 4-5 лет, привели к относительной популярности этого вида.

Краска, покрытая на внешних поверхностях таким составом, действительно будет в сохранности довольно долго, но внутри помещения защитный состав выделяет токсичные соединения, пока сохнет, и продолжает их выделять, уже менее ядовитые, при относительно невысокой температуре.

Условия применения и товарные виды

Яхтные лаки продаются в герметических банках, или баллончиках. Аэрозоль несколько удобнее в применении.

С помощью распылителя легко нанести однородный дисперсный слой, не превышая рекомендованной толщины покрытия. Недостаток аэрозолей в том, что они продаются в небольших емкостях, и, в перерасчете, оказываются значительно дороже простого баночного. Глянцевый, декоративный слой, намного удобнее и красивее наносить из баллончика, а матовый, защитный, можно применять и с помощью кисточки или валика.

Выбирать яхтные лаки для отделки помещений следует с сугубой осторожностью, отдавая предпочтение известным производителям. Финский лак Тиккурила, находящийся в лидерах продаж подобной продукции, популярен именно из-за значительных усилий, предпринятых для минимизации вредных последствий использования их продукции. Матовый лак Тиккурила изготавливается на уретан-алкидной основе и обладает безаналоговой устойчивостью к атмосферным осадкам, но с успехом применяется и для отделки внутренних помещений.

Рынок строительных материалов наводнён различными защитными лаками, на этикетках которых производители сочли необходимым написать слово яхтный, как дополнительную маркировку устойчивости и надежности полимерной пленки, создаваемой при помощи изделия. Но яхтный лак – это особая категория строительных материалов, в выборе которой следует проявлять осмотрительность и осторожность.

Что следует помнить при работе с лаком

Непременная защита органов дыхания и обеспечение проветривания помещение, в котором ведутся работы – главное условие использования подобной продукции. Лак всегда наносится на сухую и чистую поверхность, которую необходимо дополнительно обрабатывать антисептиком. Для придания не просто декоративного, но и прочного защитного слоя, его наносят неоднократно, каждый раз дождавшись полного высыхания предыдущего покрытия. Качественный, и правильно нанесенный, любой лак прослужит долго, если он применен по соответствующему целевому назначению.

Сойства яхтного лака (1 видео)

Яхтные лаки разных марок (30 фото)

яхтный глянцевый и матовый лак, яхтовая продукция для внутренних и наружных работ, продукция Tikurilla 1 л

Изобретение лака в Европе приписывают немецкому монаху Феофилу, жившему в XII веке, хотя эту точку зрения многие не разделяют. Яхтные лаки по-другому называют корабельными или яхтенными. Существует мнение, что названия «палубный», «яхтный», «корабельный» есть не что иное, как обыкновенный рекламный ход. Рассмотрим свойства, преимущества и недостатки данного материала.

Сфера применения

Изначально корабельный или яхтенный лак использовали в кораблестроительстве. Его накладывали на части корпусов судов, лодок и яхт, изготовленных из древесины, соприкасающихся с водой. Использовали его только снаружи, поскольку испарения лака были достаточно ядовиты для человека. Данный лак эффективен, водостоек и легкодоступен.

На сегодняшний день его используют не только по прямому предназначению, но применяют для лакировки поверхностей деталей:

  • подверженных высоким нагрузкам;
  • находящихся под воздействием агрессивной среды;
  • при ремонтных работах внутри и снаружи помещений различного предназначения.

Основная функция лака – защитная. Он формирует пленку на основе уретана и модифицированных полиэфиров, которая защищает обрабатываемый материал.

Покрытие лаком деревянных конструкций снаружи дает надежную защиту от воздействия влаги, нагрева солнцем, механических, химических, биологических и других повреждений.

Наносят данный лак на самые разные типы поверхностей и предметов:

  • предметы мебели;
  • музыкальные инструменты;
  • поверх паркета;
  • деревянные настенные и потолочные панели;
  • косяки дверей;
  • межкомнатные и входные двери;
  • облицовку стен в саунах и банях.

Применяют его и при выполнении фасадных работ (включая покрытие битумного основания).

Преимущества

Корабельный лак обладает широким спектром значимых преимуществ. Рассмотрим наиболее актуальные.

  • Отличная адгезия с деревом. Он имеет высокую степень сцепления с материалом поверхности. Мгновенно пропитывает материал поверхности, долгое время остается в структурах древесины и действует длительное время.
  • Не подвержен вредному действию УФ. Солнце почти не оказывает вредного влияния на материал, покрытый яхтным лаком, так как он содержит специальные компоненты, поглощающие это излучение, а также стабилизаторы света, превращающие ультрафиолетовые лучи в тепло. Это сохраняет защитную пленку невредимой.
  • Делает поверхность привлекательной. Декоративная составляющая покрытия играет большую роль в привлечении внимания к изделию. Данное покрытие смотрится ухоженно.
  • Гидрофобность. Данное средство повышает влагостойкость дерева, помогает избавиться от разрушающего воздействия гнили, появления плесени или грибка, разрушающего древесину.
  • Износостойкость. Пленка обеспечивает долговечность и устойчивость материала к истиранию. При этом покрытие защищено от появления царапин, сколов.
  • Устойчивость к химическим веществам. Отсутствует реакция с кислотами, щелочами, солями. Это позволяет в случае необходимости протирать поверхность, применяя средства бытовой химии.
  • Эластичность. Поверхность, покрытая данным лаком, может изгибаться без значительных повреждений пленки. При этом она не будет трескаться.
  • Сравнительно низкая цена. Доступность при приобретении – еще одно преимущество яхтного лака помимо других свойств. Экономия денежных средств делает данную продукцию востребованной у широкого круга покупателей.

Недостатки

Яхтный лак отличается хрупкостью на морозе. Он не может выдержать низкую температуру: от этого меняются свойства материала. Помимо этого он опасен для здоровья. Для улучшения применения данных материалов многие компании-производители включают в состав различные компоненты. Проблема состоит в их токсичности.

Ксилол и толуол являются веществами бензоловой группы, чьи ядовитые пары попадают в организм человека при вдыхании и сквозь кожу.

Подобные отравления наносят большой вред организму человека, поэтому при работе с яхтными лакокрасочными материалами в помещении меры безопасности являются обязательным условием. Наличие сквозной вентиляции, применение респираторов или противогазов настоятельно рекомендуется. Благодаря прогрессу в производстве и развитию новых технологий, сегодня некоторые разновидности яхтных лаков можно использовать для работ внутри помещений. С точки зрения воздействия на человека яхтные лаки на основе акрила наносят здоровью наименьший вред, поскольку их производят на водной основе.

Защитные покрытия

Чтобы выбрать лак, необходимо изо всего разнообразия сегодняшнего предложения выбрать подходящий по составу, свойствам, внешнему виду лакокрасочный материал.

Рассмотрим разновидности яхтного лака:

  • Алкидный вид пользуется наибольшей популярностью среди покупателей. Он износостоек и стоит недорого. Однако его нельзя применять для закрытых помещений по причине токсичных испарений компонентов, поэтому его используют только для наружных работ.
  • Уретан-алкидный содержит токсичные вещества, как и алкидный лак, но в гораздо меньших концентрациях. По этой причине его разрешено применять для внутренней отделки помещения. Пленка, которую он создает, термоустойчива, благодаря уретановым пластификаторам, входящим в этот тип лака. Уретан-алкидный – единственный лак, который можно использовать в комбинации с «теплым полом» без опасения, что в процессе эксплуатации появятся трещины.
  • Алкидно-уретановый тип устойчив к резкой смене температуры, он достаточно быстро сохнет. Однако сам лак токсичен, поэтому использовать его можно только вне помещений.
  • Акрилатный лак производят на водной основе, он содержит низкий процент вредных веществ, является самым безопасным при высыхании и эксплуатации. Данный вид лака называют яхтовым, но его не рекомендуют применять там, где он может контактировать с водой, что и опровергает его название.

По отражаемости света разновидности палубного лака делятся на три типа:

  1. Глянцевые имеют хорошую степень отражения света, но требуют большей тщательности при уходе, идеально гладкой поверхности для наложения.
  2. Матовые отражают свет не так хорошо, как глянцевые, но маскируют загрязнения, попавшие на них, зрительно скрывают неровности.
  3. Иногда лаки называют полуматовыми или полуглянцевыми.

Способы нанесения и меры безопасности

Любой корабельный лак наносят по определенным правилам.

  • Необходимо тщательно зачистить поверхность от любых неровностей, остатков клея, краски.
  • Рекомендуют наносить лак при температуре от +150 до +35 градусов С и влажности воздуха ниже 80% с помощью валика, кисти, либо распылителя.
  • Древесину необходимо просушить до содержания влаги менее 20%.
  • Желательно перед покраской грунтовать поверхность, используя обеззараживающие средства.
  • Лак наносят в 2-3 слоя, возможны добавления комбинаций колеров.
  • Степень высыхания лака, при которой он перестает быть липким при прикосновении, составляет около четырех часов.
  • Необходимо обязательно проверять полное высыхание перед наложением следующего слоя.
  • Средний расход составляет 80-120 г/м2.
  • При нанесении рекомендуется использовать защитные средства, после окончания работ надлежит тщательно проветрить помещение.

Данный лак огнеопасен. Категорически запрещается утилизировать его в отстойники (канализацию).

В заключение хотелось бы перечислить некоторых наиболее надежных производителей, продукция которых пользуется спросом у покупателей. К ним относят: Tikurilla (расход 1 л / 11 м2), Eurotex, Marshall, «НовБытХим», «Рогнеда», Polir, Neomid, Belinka.

Результат покраски досок яхтным лаком смотрите в следующем видео.

Лак «Яхтный»

для лакировки деревянных деталей морских судов, а также рам, дверей, обшитых деревом стен и потолков, паркетных полов и других деревянных поверхностей

Состав

Лак яхтный изготовлен на основе высококачественной алкидно-уретановой смолы, с добавлением органических растворителей и современных добавок целевого назначения.

Назначение

Предназначен для лакировки деревянных деталей морских судов.

Лак яхтный можно использовать для лакировки оконных рам, дверей, обшитых деревом стен и потолков, паркетных полов и других деревянных поверхностей, эксплуатируемых внутри и снаружи помещений.

Лак яхтный можно наносить на ранее окрашенные алкидными и алкидно-уретановыми ЛКМ поверхности.

Покрытие обладает высокой атмосферостойкостью, стойкостью к длительному действию пресной и морской воды, прекрасно выдерживает истирание, царапанье, удар и другие механические нагрузки.

Лак выпускается трех степеней блеска: высокоглянцевый (с очень высоким блеском), полуглянцевый (с шелковистым блеском), матовый.

Способ применения

Перед применением лак тщательно перемешивают, при необходимости разбавляют уайт-спиритом (нефрасом С4-155/200).

Новую деревянную поверхность зачищают шлифовальной шкуркой до гладкого состояния, удаляют пыль и грунтуют лаком, разбавленным растворителем на 20%, затем покрывают неразбавленным лаком в 3 слоя.

Ранее лакированные поверхности очищают от загрязнений, зачищают шлифовальной шкуркой до матового состояния, удаляют пыль, проводят контрольную лакировку небольшого участка поверхности.

Если лак хорошо ложится на поверхность, покрывают неразбавленным лаком в 3 слоя.

При нанесении на ранее окрашенные, обработанные антисептическими составами поверхности также необходимо провести контрольную лакировку небольшого участка для проверки совместимости старого и нового покрытий.

В случае положительного результата покрывают неразбавленным лаком в 3 слоя.

Для увеличения прочности покрытия каждый последующий слой лака наносят на предварительно прошлифованную мелкозернистой шкуркой поверхность.

Лак яхтный наносится кистью, валиком или методом распыления при температуре (15-35) °С и относительной влажности воздуха не более 80 %.

Время высыхания до "отлипа" при температуре (20±2) °С — не более 4 час. Следующий слой лака можно наносить после полного высыхания предыдущего.

Поверхность готова к эксплуатации через 5 суток. При сушке покрытия избегать сквозняков и попадания прямых солнечных лучей.

Расход лака на однослойное покрытие — 80-120 г/кв.м.

При проведении работ матовым лаком, ввиду быстрого оседания матирующей добавки, необходимо производить перемешивание лака в рабочей емкости через каждые 10-15 минут.

Меры предосторожности 

Хранить лак яхтный необходимо в плотно закрытой таре, предохраняя от воздействия влаги и прямых солнечных лучей, вдали от приборов отопления и электрических устройств, в недоступном для детей месте.

При проведении окрасочных работ, а так же после их окончания тщательно проветривать помещение в течение 1 суток.

Для защиты рук применять резиновые перчатки. Отходы в канализацию не сливать! Беречь от огня! 

Технические показатели 

Цвет лака по йодометрической шкале, мг J^2/100 куб.см, не темнее:

- высший сорт
............................................................................................................................................ 30

- первый сорт
............................................................................................................................................ 150

Внешний вид лака
............................................................................................................................................ Прозрачная однородная жидкость

Чистота лака
............................................................................................................................................ Отсутствие механических включений 

Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее
............................................................................................................................................ 45±2

Условная вязкость при температуре (20,0±0,5) °С
по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, с
............................................................................................................................................ 60-90

Время высыхания до степени 3, ч, не более:

- при температуре (20±2) °С
............................................................................................................................................ 4

- при температуре (80+2) °С
............................................................................................................................................ 1

Блеск пленки по фотоэлектрическому блескомеру, %, не менее:

- высокоглянцевый
............................................................................................................................................ 60 и выше

- полуглянцевый
............................................................................................................................................ 37-49

- матовый
............................................................................................................................................ 4-19

Твердость пленки лака, по маятниковому прибору
типа ТМЛ (маятник А), условные единицы, не менее:

- через 24 часа выдержки при температуре (20±2) °С,
............................................................................................................................................ 0,22

- через 1 час сушки при температуре (80±2) °С
............................................................................................................................................ 0,25

Адгезия, балл, не более:

- высокоглянцевый
............................................................................................................................................ 1

- полуглянцевый, матовый
............................................................................................................................................ 2

Стойкость покрытия лака к статическому воздействию воды
при температуре (20±2) °С, ч, не менее
............................................................................................................................................ 48

Стойкость покрытия лака к статическому воздействию 3,5%-ного
раствора морской соли при температуре (20±2) °С, ч, не менее
............................................................................................................................................ 120

Внешний вид покрытия

После высыхания лак должен образовывать ровную, прозрачную, поверхность, допускается небольшая шагрень. 

Хранение

Гарантийный срок хранения — 12 месяцев с даты производства.

Стандарт

ТУ 2311-038-54651722-2003

Характеристики товара

По типу материала

Лак

По типу защищаемой поверхности

Дерево

По области применения

Мебельное производство, Судостроение и судоремонт , Здания и сооружения / Строительная отрасль

По типу связующего

АУ (алкидно-уретановые)

По специальным свойствам

Антисептик для дерева, Износостойкое покрытие, Для наружных работ, Глянцевая / Полуглянцевая, Матовая / Полуматовая, Для внутренних работ, Морозостойкие материалы, Декоративные свойства

По стойкости к воздействию

Влагостойкость, Износостойкость, Абразивостойкость, Защита от плесени и грибка, Стойкость к минеральным удобрениям, Стойкость к морской воде, Стойкость к ультрафиолетовому излучению, Устойчивость к моющим средствам, Атмосферостойкость, Стойкость к агрессивным газам и парам, Маслостойкость

Купить Лак «Яхтный»

Яхтный лак для дерева: применение и характеристики

В судостроении к лакокрасочным материалам предъявляют повышенные требования. Постоянный контакт с соленой водой, воздействие ветра и прямые солнечные лучи делают условия эксплуатации крайне агрессивными. Кроме того, покрытие должно препятствовать распространению пламени, обладать повышенной износостойкостью, твердостью, отличными защитными свойствами. Так как основные ремонтные работы должны проводиться в доках, лакокрасочные покрытия должны быть надежными и долговечными, чтобы в рабочих условиях судна не возникала необходимость перекрашивать палубу и надстройки. Для деревянных поверхностей в судостроении активно применяется прозрачное покрытие, известное под названием яхтный лак.

Яхтный лак для дерева: применение и состав, виды

Неудивительно, что яхтенный лак стал широко использоваться для защитно-декоративного покрытия деревянных и древесностружечных материалов, эксплуатируемых в сложных погодных условиях. Таким лаком можно покрывать деревянный забор или фасад дома, садовую мебель, несущие конструкции беседок и мансард, скамейки, окна и двери.  Для внутренних работ популярно применение корабельного лака для паркетных и деревянных полов из-за стойкости к истиранию и царапинам.

Следует заметить, что современное название «Яхтный лак» относят ко всем лакам, предназначенных для деревянных конструкций и имеющих повышенную атмосферостойкость и износостойкость, поэтому это скорее маркетинговое наименование для покупателей.

Наиболее распространен алкидно-уретановый яхтный лак для наружных и внутренних работ по дереву. В результате модификации алкидных смол уретаном, происходит замещение одной части фталевого ангидрида на диизоцианат. Такие алкиды приобретают свойства к более быстрому высыханию, чем немодифицированные алкидные смолы окислительной полимеризации. Уретановые группы образуют очень твердые и одновременно вязкоупругие покрытия, благодаря чему улучшается износостойкость материала. Также повышается влагостойкость и устойчивость к воздействию химических веществ, особенно к щелочам. Для улучшения характеристик в раствор уралкидов добавляют сиккативы и антиоксиданты.

Водорастворимый полиуретан-акриловый яхтенный лак отличается экологичностью и отсутствием запаха, поэтому его применение предпочтительно для работ в жилых помещениях. Полиуретан придает твердость и эластичность лаковой плёнке. Благодаря быстрому высыханию, за один рабочий день можно наносить несколько слоёв покрытия.

По степени блеска яхтный лак для дерева может быть глянцевым, полуглянцевым, матовым и полуматовым.

Характеристики яхтного лака

Применение яхтного лака для наружных работ

Учитывая условия эксплуатации, корабельные лаки должны обладать следующими свойствами:

  • Повышенная адгезия. Качественная характеристика сцепления лакокрасочной пленки с деревянной подложкой. Влияет на стойкость материала к воздействиям влаги, определяет механические свойства.
  • Твердость и прочность покрытия, как следствие — стойкость к царапинам и другим механических повреждениям.
  • Высокая эластичность лака. Определяется, как способность лакокрасочного материала после высыхания следовать движению подложки при изменении размеров и деформации без растрескивания и отслаивания.
  • Абразивостойкость или стойкость к истиранию достигается путем соединения свойств эластичности и прочности на растяжение, при этом высокая твердость не является обязательным условием.
  • Пониженное водопоглощение (при постоянном контакте с водой) и водопроницаемость (взаимодействие с парами воды). Достигается специальными добавками и правильной подготовкой древесины к покраске.
  • Стойкость к ультрафиолетовому излучению улучшается с помощью добавок, поглощающих УФ (подобные используются в косметических средствах) и светостабилизаторов (стерически затрудненный амин). Поглотители превращают UV-лучи в тепловую энергию, а светостабилизаторы связывают появляющиеся свободные радикалы, вредное воздействие которых приводит к структурному разрушению лакокрасочной пленки.
  • Особое место в судостроении занимает вопрос противодействия обрастанию подводной части судна морскими водорослями, ракушками и другими микроорганизмами, что приводит к значительному перерасходу топлива. Сопротивляемость к образованию плесени и грибка достигается добавлением биоцидов. Однако от них нельзя ожидать многого, если поверхность постоянно находится под воздействием питательных веществ. Биоциды не должны растворяться в воде, так как могут вымываться.

Интересно применение инсектицидов в лакокрасочных покрытиях против бытовых мух и других насекомых. Для действия такого эффекта необходимо обеспечить высокую концентрацию активного компонента, а также пленкообразующая поверхность должна быть матовой. Более серьезная проблема состоит в том, что на практике люди предпочитают, когда мухи летают в помещении, а не падают мертвыми в тарелки с едой. Поэтому применение инсектицидов происходит в единичных случаях (для уничтожения тараканов в корабельных трюмах и другое).

Подготовка поверхности и техника нанесения лака

Техника нанесения яхтного лака

Использование яхтного лака требует тщательной подготовки деревянной поверхности. Подложка должна быть предварительно отшлифованной, без следов пыли и грязи, с показателем влажности не более 20%. Для повышения влагостойкости и защитных свойств, новые необработанные поверхности обязательно покрывают грунтовками и пропитками, рекомендованные производителем лака. Ранее лакированные подложки следует отшлифовать и очистить от пыли, убрать старый отслаивающийся лак скребком.

Лакировку не производят под прямыми солнечными лучами, во влажную и холодную погоду. Температура окружающей среды должна быть больше +10°С. Наносят лак кистью, валиком или краскопультом. При необходимости, яхтный лак разбавляют уайт-спиритом (для алкидно-уретановых) или водой (для водорастворимых). Новые неокрашенные поверхности красят в 2-3 слоя. Для увеличения прочности покрытия, перед каждым нанесением нового слоя поверхность подвергают шлифовке мелкозернистым наждачным полотном. Время высыхания одного слоя алкидно-уретанового лака может занимать около суток, акрилового – 4 часа (при температуре +20°С и влажности 65%).

Повышенные требования к технике безопасности необходимо соблюдать при нанесении алкидно-уретановых покрытий. Вредные летучие вещества, активно испаряющиеся при покраске, могут вызывать головокружение и аллергические реакции, поэтому при проведении внутренних работ необходимо обеспечить приток воздуха и хорошую вентиляцию помещения. Также нужно использовать средства индивидуальной защиты – респераторы, перчатки, защитные очки. Нельзя забывать и пожаробезопасности во время работ.

Активные споры ведутся по поводу выделения вредных веществ (ксилол и толуол) лакокрасочной пленкой после отверждения покрытия и его влиянию на организм человека. Хотя большинство производителей и указывают возможность применения алкидно-уретановых яхтных лаков для внутренних работ по дереву, нельзя отрицать факт испарений веществ, влияющих на здоровье человека. С помощью разнообразных добавок возможно уменьшение вредных испарений, но не их отсутствие. Так как данная продукция подлежит обязательной сертификации, следовательно, производитель должен соблюдать принятые нормы по влиянию лакокрасочных покрытий в процессе эксплуатации на организм человека.

Видео: алкидно-уретановый яхтный лак Neomid


 
Прекрасные отзывы потребителей получает яхтный лак Тиккурила «Уника Супер», к достоинствам которого можно отнести возможность колеровки лакового покрытия. На торговой площадке Леруа Мерлен можно купить качественную продукцию торговой марки Неомид (Neomid). Широкое распространение получили лаки Маршал Протекс (Marshall Protex Yat Vernik). Хорошими критериями цена-качество обладает яхтные и паркетные лаки Престиж, Parade, Евротекс (Eurotex), Kudo.

какой состав выбрать и как использовать

Характерной особенностью древесины является ее склонность к быстрому впитыванию влаги.

Чтобы предотвратить этот процесс, используют покраску или лакировку. Преимуществом последнего варианта является тот факт, что обработанная таким образом поверхность сохраняет свою естественную красоту.

В последнее время особенную популярность завоевал корабельный лак для дерева, специально разработанный для эксплуатации в условиях постоянной влажности. Его также называют яхтным.

Не забудь поделиться с друзьями!

Содержание статьи

Специфика применения

Первоначально этим средством обрабатывались только внешние поверхности деревянного корпуса речных и морских парусных судов.

В классическом исполнении яхтный лак запрещается использовать внутри помещений из-за наличия в его составе опасных для здоровья веществ (толуола и ксилола). Именно эти компоненты сообщают яхтным составам такие качества, как долговечность и надежность, на достижение которых и делался упор во время разработки формулы.

Более надежного способа защитить деревянные изделия от активного воздействия воды изобрести пока не удалось.

В итоге, кроме сферы кораблестроения, яхтенный лак стал широко использоваться в строительных и отделочных работах.

С его помощью можно решать следующие задачи:

  • обрабатывать фасадные поверхности;
  • декорировать деревянные полы;
  • покрывать инструменты;
  • приводить в порядок дачную мебель;
  • обустраивать деревянные бани и сауны;
  • создавать защиту от климатических воздействий для различных построек.

Специалистами были разработаны отдельные линейки яхтенного лака для дерева для внутренних работ, чтобы этот уникальный материал можно было использовать внутри помещений.

Виды

Классификация лаков осуществляется по двум критериям: внешний вид и химический состав. По первому признаку вещества разделяются на глянцевые и матовые. Обработанная глянцевым составом поверхность становится блестящей, хорошо отражая падающий свет. В результате деревянные изделия приобретают особую красоту, требуя постоянного ухода.

Матовая отделка не такая броская, да и времени на ее уборку уходит меньше. Обработанные таким образом основания отличаются практичностью, хорошо скрывая загрязнения.

Особенности химического состава отражены в следующих разновидностях яхтного лака.

  • Алкидный. Является наиболее распространенным вариантом яхтного лака для наружных работ по дереву. Имеет хорошую стойкость к всевозможным внешним влияниям, обладая способностью глубоко впитываться в обрабатываемую поверхность. К недостаткам вещества относят его токсичность, которая сохраняется продолжительное время после нанесения. Алкидные составы предназначены исключительно для наружного использования.
  • Алкидно-уретановый. Благодаря наличию достаточного количества алкидных соединений лак приобретает способность стойко переносить превратности погоды. Застывает вещество достаточно быстро – в течение 5-6 часов. Из-за высокой токсичности во время работы обязательно нужно использовать респиратор и перчатки, во избежание отравления организма. Алкидно-уретановые составы используют только в уличных условиях.
  • Уретан-алкидный. За счет введения в состав уретановых пластификаторов заметно снижается летучесть токсинов. Полученная в результате пленка не боится значительных температурных перепадов.
  • Акрилатный. В качестве основы здесь используется вода, поэтому вещество практически безвредно. Именно это обстоятельство делает его достаточно дорогим, так как экологичность средства совмещается с присущей классическим яхтным лакам прочностью. Акрилатные составы не имеют ограничений в применении. При этом первоначальную роль по защите деревянных судов полноценно выполнять они не в состоянии.

Обратите внимание! Уретановую разновидность яхтного лака можно смело использовать для отделки жилищ (например, красить подогреваемые полы).

Характеристики покрытия

Яхтному лаку любого типа присущи следующие свойства:

  • стойкость к выгоранию;
  • слабая истираемость;
  • химическая нейтральность;
  • повышенная влагостойкость.

В зависимости от химического состава лака, отдельные характеристики могут иметь большую или меньшую выраженность. К примеру, стойкость к износу материалов на водной основе не такая высокая. С другой стороны, пластификаторы в акрилатных составах позволяют получать с их помощью более эластичную финишную пленку.

Способ фасовки

Производители яхтных лаков фасуют свою продукцию в банки или баллончики. Последний вариант более удобен при нанесении, так как для этого не понадобится валик или щетка. Аэрозоль позволяет добиться хорошей однородности дисперсного слоя нужной толщины.

К слабым сторонам лака в баллончиках относят небольшой объем фасовки и дороговизну (средство для лакирования схожего объема в банке обойдется на порядок дешевле).

Как показывает практика, глянцевые составы удобнее наносить на дерево методом распыления, а матовые – традиционной кисточкой или валиком.

Технология нанесения

Несмотря на заявленные высокие характеристики палубных лаков, для получения должного качества декоративного слоя необходимо точно соблюдать рекомендации по нанесению.

Если на предназначенном для отделки основании имеется слой старого лака, от него нужно обязательно избавиться. В противном случае новый слой начнет вздуваться и трескаться.

Качественная лакировка возможна только на хорошо высохшей деревянной поверхности. Допустимый уровень влажности древесины ― до 20%. Просушив основание, его следует загрунтовать жидкостью со специальными антисептическими добавками.

Обратите внимание! Чтобы поверхность приобрела определенный оттенок, лак нужно разбавить подходящим по составу красителем.

В целях грунтовки яхтные лаки иногда разводят. Разводить состав с содержанием алкидных смол можно уайт-спиритом или специальным разбавителем, который рекомендует производитель. Для основной отделки разбавление не требуется.

Прочность отделки обеспечивается нанесением 2-3 слоев лака. В качестве инструментов обычно используют кисточку или валик. Средство из баллончиков наносится аэрозольным путем.

При накладывании первого слоя двигаться нужно параллельно древесным волокнам. Каждое последующее нанесение осуществляется в поперечном направлении к предыдущему. Между слоями следует делать паузы для их высыхания.

Обычно после первого нанесения делают перерыв на 5-6 часов, а после второго ― на сутки. Если работа проводится внутри помещения, использовать его разрешается только спустя 48 часов.

Рекомендации по выбору

Определяясь с материалом для лакировки, ориентироваться следует на тип обрабатываемой поверхности и место проведения работы.

С помощью яхтного акрилового или полиуретанового лака часто обрабатывают садовую и дачную мебель из натурального дерева. Речь идет о сосновых столах, скамейках, качелях, беседках. Лучшим вариантом в этом случае будет матовая отделка, отличающаяся эстетичностью и приятными расцветками.

Что касается обработки пола из сосновых досок, то классические алкидные составы здесь не подойдут. Даже если после обработки хорошо проветрить помещение, это не обезопасит от вредных токсинов (они продолжают испаряться на протяжении нескольких месяцев). Более безопасным выглядит вариант с уретан-алкидным яхтным лаком.

Вне зависимости от разновидности материала, лакировку следует проводить с использованием средств индивидуальной защиты.

материалы для внутренних и наружных работ, глянцевый состав Tikkurila 1 л

Раньше яхтные лаки применяли для отделки каркасов деревянных яхт. Сегодня данный материал активно используют для внешней и фасадной отделки домов. Основные особенности покрытия заключаются в высокой влагостойкости и отличных защитных функциях.

Характеристики

Первоначально назначение яхтных лакокрасочных смесей заключалось в обработке поверхностей водного транспорта из древесины. Сфера использования такого материала многое говорит о его эксплуатационных качествах. Это превосходная стойкость к воде и атмосферным воздействиям. При производстве таких смесей изготовители придают лакокрасочному материалу высокие технические характеристики.

Состав яхтных лаков нельзя назвать экологичным: в него добавляют вредные вещества (метилбензол и ксилол). Метилбензол (он же толуол) при соединении с кислородом может проникать в организм человека через органы дыхательной системы. При большой концентрации толуола в воздухе может произойти отравление. Ксилол не менее пагубно воздействует на человека. Данный компонент поступает в организм при вдыхании паров, а также через кожные поры.

Отравление данным химическим веществом представляет большую опасность для организма, нежели метилбензолом. Данный материал нужно с особой осторожностью использовать для внутренней отделки, учитывая нахождение в составе яхтных смесей опасных химических компонентов. Вне помещений токсичные вещества (метилбензол и ксилол) не предоставляют большой опасности.

В последнее время на строительном рынке появились лакокрасочные материалы, которые только обозначаются яхтными, но имеют иной состав без вредных веществ.

Плюсы и минусы

Яхтный лак имеет свои преимущества и недостатки. Он не боится прямого контакта с жидкостями (даже с большим содержанием солей). Выделим основные плюсы такого покрытия:

  • устойчивость к выгоранию;
  • стойкость к большинству химических средств;
  • большой срок эксплуатации;
  • небольшой расход;
  • высокая прочность;
  • защита от грибка, плесени, гниения;
  • устойчивость к истиранию.

Такое покрытие:

  • не боится больших механических нагрузок;
  • подчеркивает красоту натурального дерева;
  • быстро сохнет.

Основным минусом составов для яхт является их токсичность. К другим недостаткам такого раствора можно отнести неприятный запах. Помимо этого лаки плохого качества имеют желтоватый оттенок.

Виды

По степени блеска яхтные лакокрасочные материалы бывают матовыми и глянцевыми. Матовое покрытие меньше подвержено загрязнениям, на нем практически незаметна пыль. Глянцевые поверхности создают более эффектное покрытие, но на них будут видны даже незначительные дефекты. В основной классификации яхтных лаков учитывается состав материала. Смеси могут быть изготовлены на алкидной, уретан-алкидной, акрилатной основе.

Алкидные покрытия являются одними из самых востребованных у покупателей. Чаще всего такой материал имеет невысокую стоимость за счет содержания в составе дешевого органического растворителя уайт-спирит.

Для внутренних работ этот материал применять не рекомендуется из-за большого содержания вредных веществ, которые выделяются в воздух во время всего периода эксплуатации покрытия (в среднем 5 лет).

Уретан-алкидные аналоги были произведены специально для покрытия конструкций, находящихся внутри зданий. Количество органических растворителей и других вредных веществ в таких яхтных лаках снижено. Особые пластификаторы препятствуют активному выбросу токсичных веществ в воздух. Получаемое покрытие отличается эластичностью и стойкостью к температурным перепадам, что позволяет применять такой материал для пола с подогревом.

Акрилатный лакокрасочный материал стоит дороже других видов яхтных лаков. Данная модификация не предназначена для обработки наружной части корпуса водного транспорта. Состав является водорастворимым и не особо стойким к различным негативным факторам внешней среды. Акрилатные смеси идеально подходят для внутренней отделки помещений.

Область применения

Помимо обработки внутренних и наружных корпусов речных и морских судов яхтные лаки широко применяются в быту. Предназначен данный состав исключительно для деревянных конструкций. Для создания более надежного покрытия и защиты древесины яхтный лак можно наносить поверх битумного состава. Яхтные лакокрасочные материалы можно использовать для обработки мебели. Важно, чтобы деревянная мебель была уличной, не находилась внутри жилого помещения.

При нанесении состава следует учитывать, что яхтный раствор ложится довольно плотным слоем, поэтому количество слоев не должно превышать трех. В противном случае обработанное изделие будет выглядеть неаккуратно. Для обработки изделий из дерева, находящихся внутри помещений, рекомендуется использовать специальные яхтные смеси, в которых содержится минимальное количество токсичных веществ. Такие составы превосходно подходят для нанесения на пол из древесины. Яхтный лак целесообразно использовать для обработки фасада дома. Раствор идеально подходит для вагонки, существенно улучшая ее эксплуатационные характеристики.

Производители

От качества используемого яхтного лака напрямую зависят эксплуатационные характеристики получаемого покрытия. При покупке подходящего состава рекомендуется отдавать свое предпочтение продукции известных и проверенных производителей.

Tikkurila

Фирма Tikkurila является одним из мировых лидеров по производству лакокрасочных покрытий. Tikkurila выпускает несколько модификаций яхтных лаков, включая матовые, полуматовые, глянцевые и полуглянцевые покрытия. Tikkurila Unica Super относится к уретан-алкидным лакам. Материал можно использовать для покраски деревянных конструкций снаружи и внутри помещений. Лак отличается высоким уровнем износостойкости и быстрым высыханием. Смесь выпускают в таре объемом 0.225, 1, 2.7 и 9 л.

Материал имеет довольно высокую стоимость, что вполне оправдано его хорошим качеством.

НПП «Рогнеда»

Российская компания «Рогнеда» является крупным поставщиком строительных и отделочных материалов. Ассортимент выпускаемых товаров довольно высок и регулярно увеличивается за счет постоянных разработок новых материалов. НПП «Рогнеда» выпускает яхтное лакокрасочное изделие под маркой Eurotex. Состав используется для формирования защитного слоя, в качестве декоративного покрытия конструкций из древесины внутри и снаружи зданий.

Материал отличается повышенной устойчивостью к атмосферным осадкам и механическим нагрузкам. Кроме того покрытие не подвержено образованию царапин и растрескиванию.

Об особенностях пола, покрашенного яхтным лаком, смотрите в следующем видео.

Яхтный лак 1л

  1. Меню